Кризис разбившейся мечты

Все имена в истории изменены, совпадения случайны. Сразу предупреждаю, никаких сенсаций и никакой политики не будет, любители желтой прессы могут расходиться. Я хочу поделиться своими наблюдениями за кризисными процессами в экономике с точки зрения технаря и предпринимателя.

Всё началось в январе 2015 года, когда мы в качестве новогоднего подарка получили двукратное увеличение курса мировых валют по отношению к рублю. Точнее, так было сказано в СМИ. На самом деле, это не курс доллара в два раза вырос, это курс рубля в два раза ослаб. И здесь кроется принципиальное отличие.

В нашей стране все расчёты ведутся в рублях. Поэтому в новом 2015 году мы даже немного обрадовались, что не почувствовали большой разницы. Мы, как и прежде, покупали продукты, бензин для машин и оплачивали коммунальные услуги. В то же время, товары, ввозимые из-за границы, стали постепенно подниматься в цене, и уже через пару месяцев ноутбуки и айфоны стали неприлично дорогими.

С точки зрения рядового обывателя, ничего страшного еще не произошло. Не купит iPhone — купит Xiaomi, не купит ASUS — купит DEXP. Зарплату не задерживают, не понижают, и хорошо. Но макроэкономический процесс в этот момент уже был запущен.

Классовое неравенство

Как известно, государство различает три класса граждан по доходам: богатые, средний класс, и бедные, которые нуждаются в дотациях. Средний класс — это основа общества. Это люди, которые способны и себе на бутерброд с маслом заработать, и государству налоги заплатить.

Люди среднего класса либо работают на хорошо оплачиваемой работе, либо занимаются малым предпринимательством (в том числе фермерством). Они регулярно получают платные услуги, водят детей в частные школы или кружки, оплачивают туризм и развлечения для своей семьи, раз в несколько лет приобретают более новые автомобили и бытовую технику.


Истории в лицах

Итак, вернёмся в 2015 год. В Ростовской области фермер Иван, собрав урожай, и посмотрев на неплохие показатели своей работы, вспоминает, что еще год назад решил купить новый импортный комбайн, с удвоенной производительностью. Он звонит поставщику, и узнаёт, что теперь новый комбайн стоит вдвое дороже. Это довольно грустная новость для Ивана, но он не унывает. Дохода как раз хватает на то, чтобы закупить запчасти на старый комбайн, и он снова в строю.

На новом комбайне он бы обрабатывал поле в два раза быстрее, и потратил бы две свободных недели на отпуск с семьёй, но… он готов подтянуть пояс и попытаться улучшить показатели на старом комбайне. Кроме того, Иван решает начать продавать свинину подороже. Новый комбайн всё равно необходим, поэтому нужно изыскивать средства. Пока свинину берут хорошо, на ней можно заработать.

Ростовский дилер комбайнов Дмитрий тоже расстроен. Иван целый год планировал покупку, и Дмитрий даже вписал её в свой план продаж. Но вместо целого комбайна, Иван закупил у него лишь несколько запчастей, а значит сейчас он недополучит прибыль. На эти деньги Дмитрий планировал поменять автомобиль, на котором мотается по заказчикам, но сейчас вынужден сэкономить и отремонтировать старый, чем он в свою очередь расстроил владельца местного автосалона.

Думаете, Дмитрий обрадовал владельца автосервиса? Тоже нет. Сервис загружен на полную катушку, очередь и всё такое. Раньше клиент закупал чуть ли не всю переднюю подвеску целиком при первом же стуке, а сейчас требует, чтобы автомеханик точно установил, какая именно запчасть неисправна. Потом он поедет в магазин, сам её купит, и сам привезёт. Ремонт будет стоить копейки, а времени на диагностику и ожидание запчасти будет потрачено много.

В Саратове работает директор завода Игорь Сергеевич. Он планировал купить новые станки для расширения производства. Но вот незадача, станки тоже подорожали. Ограничившись ремонтом старого оборудования, Игорь Сергеевич понимает, что зря держал двух запасных токарей «под расширение». Он идёт в цех, и увольняет двух самых плохих работников, экономя таким образом на их зарплате.

Вся работа в цехе распределяется между оставшимися токарями, которые раньше заканчивали в 4 часа дня, а сейчас вынуждены даже немного вечерить. Хотя об этом они не жалуются, потому что если пожалуются, то их могут уволить следующими. Плюс, вечером можно незаметно проточить пару деталей для соседа Петровича за бутылку. 

В Москве менеджер по продажам Иннокентий усиленно продавал серверы иностранного производства, получая 250 тысяч рублей в месяц. Он родился и вырос в закрытом военном городке, и выбрал Москву как наиболее перспективный город. Снял квартиру на последние деньги, и всё это время двигался к мечте. Сменил одну работу, потом другую, купил подержанную иномарку за свои деньги, потом новый кроссовер в кредит, и вот уже не за горами квартира в ипотеку.

Неожиданно, Иннокентия увольняют с работы. Оказывается, начальник брал его «под расширение», в связи с планами по выходу на новый рынок сбыта. Но сейчас кризис, нужно выживать, и должность Иннокентия оказалась не нужной. Еще вчера Иннокентий, а сейчас просто Кеша, продаёт кроссовер, чтобы погасить долги по кредиту и возвращается в закрытый военный городок, искать своё счастье.

Именно такими историями вписаны наши судьбы в книгу этого кризиса. Это не коллапс девяностых, когда всё разом превратилось в труху, не искалеченные жизни людей, кормящихся хлебными крошками. Это именно кризис разбившейся мечты, когда ради того, чтобы завтра купить кусок хлеба с маслом, мы сегодня отказываемся от баночки с икрой.

Кого пока не затронул кризис?

В первую очередь — предпринимателей в торговле на рынке товаров повседневного спроса. Раньше они продавали хлеб по 10 рублей, теперь продают по 20 рублей. Это очень сложный рынок, он нестабилен и рискован, потому что могут снести ларёк, или задавить конкуренты, открыв свой магазин напротив, но кризис его не трогает.

Во вторую очередь — тех, кто работает много лет на крупные корпорации. С их точки зрения зарплаты даже не уменьшились, а еще и выросли. Особняком тут стоят те, кто получает ЗП в валюте. За счет того, что волна кризиса отстаёт от волны курса, можно было за прошлые два года очень выгодно купить недвижимость или товары, произведённые в России.

Наконец, кризис почти не затронул богатых. Ну то есть это нам кажется, что он их не затронул. Но любой миллионер с грустью в глазах расскажет вам совершенно душераздирающую историю о том, что вместо лексуса в максимальной комплектации, ему пришлось брать прошлогоднюю модель со скидкой. Или что яхты подорожали настолько, что теперь ему придётся еще 5 лет плавать на этой дряхлой 30-метровой посудине. Но технически, они не стали средним классом, а спокойно остались в своём сегменте. Тогда как многие обитатели среднего класса в результате кризиса вплотную приблизились к черте бедности.

Рынок услуг

Очень интересная ситуация развивается на рынке услуг для населения. Люди как-то более осознанно тратят деньги на развлечения. Одни кинотеатры закрываются, на их месте открываются другие. Развлекательные центры для детей терпят убытки, их сменяют детские научные лаборатории. Богема ходит в барбершопы, в то время как обычные парикмахерские разоряются.

Это говорит о том, что главенствующую роль в выборе места для досуга стал играть хайп (раздуваемая в средствах массовой информации шумиха вокруг определенного места или события). Плохо это или хорошо, я пока не знаю, время покажет. Но сейчас это факт.

С другой стороны, в ресторанах по пятницам нет свободных мест. Пивотеки, алкохоллы, спиртные магазины и питейные заведения стали очень популярны. Люди несут, и несут, и несут туда свои деньги. Видимо снова, как и в девяностые, хочется забыться. Не до поросячьего визга, как тогда. А культурно, за бутылочкой хорошего вина подумать о том, как хорошо могло быть, и как жаль, что так не стало.

Новая надежда

В любом случае, надеюсь, этот реквием по мечте не станет для нас лебединой песней. Силы есть, порох в пороховницах остался. Говорят, что Великая Депрессия закончилась тогда, когда президент Рузвельт решил всех безработных отправить на строительство дорог. Они получали от государства зарплаты, тратили их на услуги, и так далее. Экономика ожила, финансовый круговорот снова завертелся.

Таким образом удалось не только остановить спад, но и заложить основу для дальнейшего процветания в виде современной дорожной инфраструктуры. Совпадение это или нет, я не знаю. Но когда я наблюдаю за нашей страной, за Крымским Мостом, Тавридой, М4 и М11, другими инфраструктурными мегапроектами, в моей душе зарождается великая надежда.

Закончить мне хотелось бы цитатой:

Когда вы покупаете товар у малого бизнеса, это не идёт на покупку третьего дома для гендиректора.

Это идёт на то, чтобы у маленькой девочки были уроки танцев, а у мальчика — уроки футбола. И на то, чтобы у мам и пап было на что кормить детей.

Спасибо за то, что покупаете у малого бизнеса.

Поделиться

Добавить комментарий