Вежливые мошенники

Сегодня никого не удивишь заголовком на тему «придумана новая схема по отъёму денег у населения«. Блоги пестрят обилием разводов на сайтах б/у вещей, автоподставами, и прочими схемами. Но за всем этим многообразием прослеживается одна очень важная тенденция. Если раньше деньги у населения изымали преимущественно насильственным способом, совершая разбои, кражи или ограбления, то сейчас жертва всё чаще самостоятельно и по доброй воле отдаёт свои деньги. Вежливые мошенники просто побуждают человека поделиться кровно заработанными. А поскольку состав преступления в этом случае отсутствует, серьёзного наказания за него быть не может.

Данная идея настолько крепко завладела умами сильных мира сего, что ей не брезгуют даже крупнейшие банки, операторы связи, и другие организации, работающие в сегменте B2C. В особой группе риска оказались нынешние пенсионеры. Поколение, которое ещё до сих пор не разучилось верить людям на слово, готово выполнить любой каприз девочки «по ту сторону окошка», потому что для них так было всегда. И впаривают бедным старичкам «ерунду за деньги» тоннами, а когда родные дети пытаются их отрезвить, ругаются, что те ничего не понимают в жизни.

Таким образом, выражение, приписываемое ныне покойному Сергею Мавроди «лох не мамонт, лох не вымрет» в XXI веке заиграло новыми красками. Перечислю вкратце несколько случаев, произошедших непосредственно со мной или моими знакомыми.

Прежде всего стоит отметить, что ВСЕ банковские продукты юридически НЕ являются мошенническими. Потому что ВСЕ банковские продукты имеют договор, где много что написано мелким шрифтом. Все условия изложены, все проценты зафиксированы. Как только ты поставил подпись — ты согласился. Тем не менее, в разговоре банковские сотрудники часто умалчивают ключевые пункты договоров, если только не спросить об этом напрямую. Высший пилотаж школы Остапа Бендера.

Поэтому приведу определение из Википедии:

Мошенничество — хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.

При этом под обманом понимается как сознательное искажение истины (активный обман), так и умолчание об истине (пассивный обман). В обоих случаях обманутая жертва сама передаёт своё имущество мошеннику.

Как трактовать два данных утверждения — зависит от точки зрения самого читателя. В любом случае, банки всегда юридически чисты.

Премиальное обслуживание. Звонят сотрудники банка, говорят что обслуживание бесплатное и умалчивают, что оно бесплатно только при наличии на счету крупной суммы денег. Звонили и мне, и жене, и брату. Вроде бы все отбрехались, бумаги не подписывали. Финансовые потери — ноль рублей.

Сопутствующие продукты. Отец пошел бесплатно забирать карту при перевыпуске, ему продали «золотую карту», сказали что на ней много бонусов, а на его карте бонусов нет. Стоимость карты 3000р в год. Когда я ему объяснял, что на такую сумму бонусов при его стиле покупок за год не наберётся — поругались. Заставил его написать заявление и отказаться от карты. Финансовые потери — 1500 за первоначальный выпуск карты.

Навязанная страховка при получении кредита. Сотрудники банка говорят, что без страховки кредит оформить нельзя. Сама по себе страховка — это несомненный плюс. Если что-то случится, банк получит деньги от страховой компании, не нагружая расходами родственников. Но есть пара вопросов.

  1. Условия страховки. Нельзя заниматься травмоопасными хобби и спортом (перечислены все виды спорта, кроме шахмат), нельзя заниматься активным отдыхом, нельзя управлять мотоциклом, нельзя находиться в состоянии опьянения на момент страхового случая, нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, нельзя… да почти ничего нельзя. Еще деньги не заплатят при теракте и военных действиях, а также при дефолте. Страховка от потери работы — только при сокращении. Увольнение по собственному желанию и по статье трактуется одинаково. То есть я в принципе не могу себе представить такого человека и такую ситуацию, в которой он сможет получить данную страховку.
  2. Стоимость страховки (страховая премия) — чуть менее 10% от кредита. Бешеные деньги. Однако, данная сумма уже входит в сумму кредита, т.е. сразу отдавать ничего не нужно. Поэтому большинство обывателей соглашаются.

Когда я дома изучил условия досконально, и пришел в банк писать заявление об отказе от страховки (по закону у меня есть на это 10 календарных дней), девочка, которая была мне как мать родная при оформлении кредита, тут же превратилась в злую мачеху, потому что «её за это поругают». Финансовые потери — ноль рублей.

Полная стоимость кредита (ПСК). При заключении кредитного договора, по закону, в верхнем левом углу первого листа указывается полная стоимость кредита с учетом всех переплат. Банк указывает 24%. Вместе с договором документы по делу и не очень (есть список банков-партнеров, адреса банкоматов, и т.д.), всего 11 листов. Спустя время перечитываю договор, и примерно в середине нахожу дополнительное соглашение, в котором написано, кредитная ставка теперь почти 34,99% и появляется стоимость ежегодного обслуживания карты 1490. Вот только договор заключался единовременно, дата на договоре и на соглашении одинаковая. Финансовые потери — 1490р плюс разница между ожидаемыми 24% и реальными 34,99%.

Смена тарифов. Операторы сотовой связи меняют условия тарифов в режиме «онлайн». Буквально вчера подключался на одних условиях, сегодня утром условия уже другие. Потерянные деньги никто не возвращает, потому что в договоре этот момент чётко прописан: «оператор имеет право в любое время…». Финансовые потери — по мелочи, но регулярно.

Услуги с бесплатным периодом. Звонит представитель оператора связи или провайдера Интренет. Рекламирует услугу, например, «замени гудок» или любую другую. Далее произносит дословно: «Вы желаете бесплатно подключить данную услугу»? С ударением на слово «бесплатно». На самом деле ударение надо делать на слово «подключить». Услуга будет бесплатна 30 дней после подключения, а потом за неё будут списывать абонентскую плату. Финансовые потери — пока ноль рублей, но рано или поздно до нас доберутся.

Пылесос или Косметика. Поскольку схема мошенничества одинаковая, то опишу оба случая одним пунктом. Демонстрируется товар (пока это были только косметика или пылесос, но я уверен, что в дальнейшем этот список продолжится) «очень высокого качества», по цене намного выше рыночной. Легковнушаемые люди соглашаются что товар действительно стоит своих денег. Далее жертве объясняют, что прямо сейчас ничего платить не надо, нужно просто подписать кредитный договор. Фишка в том, что кредит выдаётся на кабальных условиях, под огромный процент. Пришедшая в себя жертва понимает что её обманули, но сосредотачивается на том, чтобы переиграть адские условия договора. Например, взять кредит под более низкий процент, чтобы «рефинансировать» этот. И очень мало кто пишет заявление в полицию. Формально, вернуть покупку нельзя, так как при «впаривании» агент заставляет сразу воспользоваться косметикой, а пылесос — это сложная техника. Финансовые потери жертв — от 100 000 рублей и выше.

Пластиковые окна. Схема очень похожа на предыдущую, но только без кредитов. Оказываются услуги по «обслуживанию» пластиковых окон и дверей на сумму, превышающую сумму замены этих окон на новые. Разумеется, «вызов специалиста бесплатный», чтобы подцепить жертву на крючок. Финансовые потери жертвы — от 10 000 рублей и выше.

Фальшивые квитанции. Один предприимчивый товарищ скопировал бланк квитанции за квартиру, изменив только номер расчетного счёта и наименование организации и указав там данные своей фирмы. Поддельные квиточки он раскидал по почтовым ящикам. Таким образом любой, кто совершает коммунальный платёж не по шаблону онлайн, а лично в банке, или руками вбивая данные, совершал платёж в пользу фирмы хитрого товарища. Добровольно и без принуждения. Случай получил общественный резонанс, был суд, товарищ признал вину и вернул деньги. Но если бы фирма была оформлена на бомжа, плакали бы коммунальные денежки. А пока — финансовые потери ноль рублей.

Предоплата за квартиру. Данный вид мошенничества я застал при работе с сервисом «Яндекс.Недвижимость», но он возможен и с любыми другими сайтами найма жилья. Размещается фотка очень классной квартиры, даётся номер телефона. Хозяин говорит, что на нужные даты квартира свободна, но требуется предоплата (на самом деле предоплата — совершенно обычная практика при аренде квартир). Деньги перевожу на указанную карту. Через неделю после оплаты симка блокируется, абонент не абонент. В Яндексе ничего не знают, ответственности не несут. Поскольку я искал квартиру в Питере, заявление в полицию нужно было подавать тоже в Питере. Желания связываться не было. Из минусов — ночевали в прокуренной лачуге, которую нашли за пару часов до вылета, но без предоплаты. Финансовые потери — 1500 рублей.

Попрошайки на бензин у метро. Сразу после повышения цен на бензин в мае 2018 года этот способ попрошайничества обрёл второе дыхание. Около станции московского метро к двоюродному брату подошел парень «из Саратова», который якобы только что купил машину в Москве и был тут же «обут» оборотнями в погонах на все оставшиеся деньги, в Саратов ехать не на что. Брат дал ему денег аж два раза, один раз лично, и один раз на карту еще через час, настолько товарищ его растрогал своей историей. Финансовые потери — 5000 р.

Попрошайки на бензин на заправке. Перед Крымским Мостом есть небольшие проблемы с заправками, точнее их пока просто мало. Поэтому на крайних заправках очередь скапливается огромная, ибо никто не хочет «обсохнуть» на мосту. По этой очереди и «шерстят» попрошайки. «Дайте денег, дозаправиться надо». Причем одного и того же товарища мы видели дважды — по пути туда и по пути обратно. Второй раз помахали ему, как родному ))) Кстати, в других регионах тоже пару раз такие встречались. Финансовые потери — ноль рублей, пример брата даёт о себе знать.

Выводы.

К сожалению, я почти уверен, что в ближайшее время этот список будет только увеличиваться. Ещё раз подчеркну, общей чертой перечисленных случаев является то, что жертва добровольно отдаёт свои деньги (или берёт на себя долгосрочные обязательства по отдаче денег). Поэтому закончить данный опус хочется анекдотом (18+):

Идут по улице отец с сыном, видят собаки спариваются, сын и спрашивает отца:

— Пап, а что это собачки делают?

Отец отвечает:

— Понимаешь сынок, та собачка, которая внизу, расслабилась, а тот кобелёк, который на нее влез, напрягся, понял?

— Понял, отвечает сын.

— И что же ты понял, сынок?

— Всё понял пап! Расслабляться не надо, а то вые@ут!

Поделиться

One thought to “Вежливые мошенники”

Добавить комментарий