Кондиционер

Для друзей не секрет, что я занимаюсь самостоятельной заправкой автокондиционеров, и делаю это осознанно и всерьёз. Но далеко не все знают, что сподвигло меня на изучение этой нелёгкой в понимании науки.

А началось всё в далёком 2012 году, когда я приобрёл свою первую подержанную иномарку. Когда приобретаешь первый автомобиль, который произведён не Тольяттинским Автомобильным Заводом (сокращенно ТАЗ), меньше всего думаешь обо всяких «плюшках» типа кондиционеров и парктроников. Едет — и ладно! Не капает масло — ух ты! Прёт? Прёт. Беру!

Итак, при покупке «предыдущий хозяин» (а на самом деле перекуп галимый, как потом выяснилось) вскользь заметил, что кондей «что-то не включается» потому что его «надо заправить», и тогда всё будет огонь. В смысле наоборот, всё будет холод. Я не придал большого значения этим словам, отчасти потому что на дворе была осень, и кондей не был нужен еще три месяца. К тому же, я точно знал по изделиям отечественного автопрома, что починить можно практически всё, было бы желание. Казалось бы, что может пойти не так?

Тем не менее, сразу после покупки я заехал в сервис, где мне диагностировали… утечку хладагента из испарителя (тот, что под торпедой). Офигев от такого расклада, я звоню перекупу, он соглашается, что да, мол, он знал про это дело, но поскольку разбирать всю панель ему не хватило бюджета, он решил продать так. Разумеется, после этого разговора трубки он брать перестал, потому что с этого момента его маленькая хитрость стала моей головной болью.

Окей, узнаю ценник, офигеваю, но заказываю запчасти с известного интернет-магазина, и записываюсь в очередь на разборку панели. Через месяц у меня на машине появился новый испаритель, утечек нет никаких, кондей заправлен, и я готов к весне.

С первыми лучиками солнца у меня в машине мороз, но… со вторыми лучиками солнца кондей морозить перестаёт. Как только жара переваливает за +25…+27 градусов, кондей как будто подменяют. Чуть прохладные трубки, и из-под капота обдаёт жаром.

Мастера приговаривают компрессор. Забегая вперёд, скажу, что приговор компрессору — это, как правило, приговор всей машине в целом. Дело в том, что по мере износа колец и поршней, он начинает засорять систему алюминиевой стружкой. Можно вытащить стружку из компрессора, но вытащить её из всей системы уже никогда не получится. Старая стружка будет попадать в новый компрессор, а он, в свою очередь, будет генерировать новую стружку.

Тогда я всего этого не знал, более того, даже если бы и знал, то всё равно бы меня никто не отговорил от замены компрессора. Ещё бы — испаритель новый, система герметична, остался последний шаг до миллиона. Я заказал компрессор и снова встал в очередь в автосервис.

В ночь перед установкой я плохо спал, всё время думал о том, как это будет — мастера в белых перчатках снимут мою старую убитую железку, и установят новый, пахнущий смазкой, компрессор. Я нажму кнопку, и по салону разольётся долгожданный холод.

Реальность оказалась суровее. В очередь прямо передо мной влез «кум» мастера, и я прождал полтора часа, пока ему «за пять минут» заправят кондей. И вот я на подъемнике. Гайка на старом компрессоре закисла, её откручивали всем сервисом, матерясь. Когда открыли заглушки нового компрессора, он оказался полностью заполнен маслом. Меня это немного удивило, но тогда я еще не был готов обратить на это внимание. После этого, как экзекуция была закончена, а новый компрессор стоял на своём месте, весь вымокший от пота мастер подогнал к машине вот такую станцию (не эту конкретно, картинка просто для примера), и начал заправку.

— Смотри, говорит, станция полный автомат! Она отмеряет фреона и масла ровно столько, сколько нужно системе!

Услышав слово «масло» я вспомнил о заполненном «под пробочку» компрессоре и насторожился. Но кто я такой, чтобы перечить мастеру!?

Специалист с умным видом нажал несколько кнопок, и воздух в салоне начал становиться холоднее. Холод был плотный и уверенный, такой, какого я еще никогда не ощущал в этой машине. Я был на седьмом небе, ведь система, наконец, работала!

Счастье, однако, продлилось не долго. Не проехал я и пары километров, как кондей отключился. Совсем. Потом остыл и снова включился. Потом опять. У меня шары по семь копеек, я к мастеру. Тот в отказ — ты заплатил за замену компрессора — я тебе компрессор заменил, ничего не знаю, он бракованный.

Сегодня я прекрасно понимаю и с лёгкостью могу объяснить, что произошло. Компрессор словил «масляный клин». При смене компрессора часть старого масла всегда остаётся в системе. Плюс масло было в самом компрессоре, плюс мастер заправил масло в объеме «ровно столько, сколько нужно системе». Итого минимум трёхкратное превышение нормы. Масло разбежалось по системе и создавало помехи фреону. Помехи приводили к перегреву, а перегрев — к отключению.

Но тогда, в 2012, я был в шоке. Вбухать в машину 50+ кровно заработанных тысяч рублей, чтобы получить такой результат?!

«Без Паники!», сказал я себе, и засел за книжки. Я изучил всё, что есть в свободном доступе по системам кондиционирования. Прочитал все форумы, сравнивая ответы бывалых мастеров и находя в них несоответствия. Проглотив таким образом кучу новых знаний, я решился на авантюру. Я спустил фреон на работающем двигателе из порта высокого давления, и он вместе с собой вынес довольно много масла. Я заправил систему снова, и снова спустил. Наконец, после третьей заправки система немного задышала. Кондей, правда,  иногда отключался по перегреву, но теперь уже при внешней температуре не менее 30 градусов. В Самаре такая жара — редкость, и я оставил свои попытки поиска идеала. Так и продал потом машину с кондеем, отключавшемся при 30+ градусах.

Выводы были сделаны самые жёсткие:

  1. Осторожнее с перекупами. На всё смотреть своими глазами и трогать своими руками. Не нравится — не бери.
  2. При покупке б/у авто в внимательно проверить на работу кондея. Дело в том, что при всех серьёзных лобовых авариях, в первую очередь страдает конденсатор кондиционера. Незаправленный кондей часто говорит не только о проблемах с системой климата, но и о пережитых существенных ДТП. Эту мысль в последствии подтвердили многие автоэксперты.
  3. «Мастер» по кондиционерам, даже (особенно) с автоматической заправочной станцией, далеко не всегда является мастером. Перед тем, как доверить своё авто в чужие руки, хорошо бы как минимум получить рекомендации знакомых, а в лучшем случае еще и задать пару каверзных вопросов мастеру.
  4. Ну и наконец, знания получены, знания нужно развивать. Нужно помогать людям и в обмен получать бесценный опыт. Я купил комплект для заправки фреона и теперь с удовольствием помогаю друзьям с их автомобильными кондиционерами. А для установки и настройки домашних систем кондиционирования у меня есть замечательный друг, который прекрасно в них разбирается. Настоящий профессионал. И, кстати, периодически он обращается ко мне за советом по автокондиционерам, что мне особенно приятно!
Поделиться

Добавить комментарий